ИНТЕРВЬЮ С СЕНСЕЕМ БАКАСОМ
(Лоренс Вари, 3 дан айкидо Айкикай)
Несмотря
на то, что сенсей Бакас является весьма неоднозначной фигурой в нидерландском
айкидо, никто не может отрицать его самоотдачу, преданность и любовь, которую
он проявляет и при изучении айкидо, и при его преподавании. На татами он
неистово демонстрирует самый сокрушительный напор и до сих пор, несмотря на
свои 63 года, сияет молодостью. И если сенсей Бакас не находится в отъезде на
каком-нибудь семинаре по айкидо, то за пределами татами почти в любое время
дня мы можем найти его в его скромном доме в Гааге, занятым текущими
организационными вопросами или изучающим материалы по айкидо прошлых лет. И
тем не менее, хотя это мало кто представляет, Питер Бакас – семейный человек,
который обожает свою жену Марию, своих сыновей и дочь.
В
своем эксклюзивном интервью Питер Бакас, 5 дан айкидо, главный организатор С
ABN ( Cultural Aikido Bond Nederland ) и Генеральный секретарь IPAF (
International Promoting Aikido Federation ), говорит о своей жизни в айкидо и
позволяет нам заглянуть в его личную жизнь.
Л.В.
– В октябре этого года мы празднуем важные события в айкидо – 60-летие Хомбу
Додзе и 70-летие основания айкидо. Вы будете присутствовать на праздновании –
с большими финансовыми затратами для себя. Почему это так важно для вас?
П.Б . – Во-первых, меня
пригласил приехать мой учитель. И несмотря на то, что эта поездка очень
тяжела для меня с финансовой точки зрения, я пойду навстречу его желаниям – и
в этом заключается то, что я называю лояльностью. Мой учитель о чем-то просит
меня, и я выполняю эту просьбу. Даже если мне придется занимать деньги и
затратить много энергии. Во-вторых – уважение, которое я должен показать Дошу
Моритеру Уесиба. Хомбу – это место, откуда айкидо стало распространяться по
всему миру. Это Мекка айкидо. И в этот совершенно особый день мы должны
собраться вместе и это показать, что мы понимаем слово «кай» - социальную
объединенность, единые чувства, совместное изучение айкидо и дружбу. И эти
два принципа – лояльность и уважение – являются для меня основными в айкидо.
Л.В.
- На протяжении своей карьеры в айкидо вы меняли учителей (сенсей Тамура,
сенсей Канетцука), а также отделились от учителей с мировым именем – Катори
Синто, Тики Сиван. Какие причины были для этого?
П.Б. – Я начал заниматься
айкидо в 1971/72 гг., когда оно впервые появилось в Голландии – вернее, в ее
северной и южной части, поскольку на востоке Голландии за два года до этого
айкидо продемонстрировали сенсей Асаи и сенсей Beljaars , умерший 15 лет
назад.
Первыми
учителями, которые приехали от имени сенсея Тамуры, были Деддоббелер и
Шелстрает, преданные ученики сенсея Тамуры. Именно они представляли его в
Голландии. Сам сенсей Тамура приехал в Голландию в 1973 году и блестяще
продемонстрировал айкидо в Гааге. Для многих студентов это оказалось любовью
с первого взгляда, особенно для изучающих дзюдо, таких, как сенсей Кано,
который видел айкидо сенсея Уесибы и говорил, что это именно то будо, которое
он хотел бы создать своим дзюдо. То было время высокой популярности дзюдо в
Голландии, поскольку сенсей Антон Гисинк впервые трижды выиграл у японских
дзюдоистов на Олимпийских играх. Я одним из первых в Голландии стал
поддерживать сенсея Тамуру. А поскольку айкидо только начало развиваться, а
дзюдо было широко распространено, айкидо пыталось найти поддержку у дзюдо.
Это идею предложил сенсей Тамура. Но из политических соображений эта идея
несколько трансформировалась, и планировалось, что айкидо будет развиваться в
рамках Организации Дзюдо Нидерландов. Однако это противоречило идеям Хомбу
Додзе, требовавшему существования независимого айкидо.
В
1975 году по приглашению сенсея Тамуры и сенсея Чиба в рамках европейского
турне в Голландию приехали Дошу Kisshomaru и нынешний Дошу Моритеру. И тогда
было обсуждено предложение создать независимую организацию айкидо – не только
в Голландии, но и в Европе.
В
1980 году во время Конгресса Европейской Федерации Айкидо в Лондоне (на
котором присутствовали нынешний президент Международной Федерации Айкидо
Питер Голдбэри и сенсей Чиба) все европейские организации айкидо решили дать
разрешение голландским акидокам сформировать под моим руководством
организацию айкидо, независимую от организаций других воинских искусств, что
означало и независимость от сенсея Тамуры.
Тогда
к нам на помощь пришел сенсей Канетсука, технический руководитель по Англии.
Он поддержал молодую голландскую группу, начавшую 10-летнюю борьбу за
признание Европейской Федерацией Айкидо и Хомбу Додзе. Но поскольку сенсей
Канетсука был очень молодым техническим руководителем, он попросил от Хомбу
поддержки в лице сенсея Фудзиты.
Впервые
я встретил сенсея Федзиту на международном конгрессе в отеле Новитель в
Париже во время семинара во Дворце спорта Курбертан ( Courbertan Sport Palace
). В тот момент там было более 1000 студентов, и сенсей Фудзита проводил
демонстрацию – неистовый, как носорог, но в то же время мягкий, как ива. Все
это произвело на меня настолько сильное впечатление, что я решил следовать за
ним. С тех пор прошло более 20 лет, и я все еще его ученик и все еще потрясен
его таисабаки и кокью, его одухотворенностью, вдохновением и техникой.
Л.В.
– Не противоречит ли это вашему утверждению о лояльности по отношению к
вашему первому японскому учителю?
П.Б.
–
Мой первый учитель был и остается для меня очень хорошим учителем айкидо. Но
к огромному сожалению многих учеников, в 1993/94 гг. у него обнаружили
тяжелую степень онкологического заболевания. Из-за этого между ним и его
учениками создалась определенная атмосфера – его болезнь выразилась в нерациональном
поведении, он заблокировал продвижение многих людей в айкидо, и в результате
этого многие от него отделились.
Л.В.
- Кто для вас является самой влиятельной фигурой кроме сенсея Фудзиты и
почему?
П.Б. – В 1975 году я
встретил Дошу Киссемару, и он произвел на меня сильное впечатление на
демонстрации здесь, в Гааге. Особенно сильно меня поразило то, что он
проводил демонстрацию и в то же время говорил без каких-либо признаков того,
что потерял контроль над своим дыханием. Это означало, что все его движения
находились в гармонии с его дыханием (кокью). Для людей, начинающих изучать
айкидо, это было вдохновляющим моментом. Его уке – сенсей Тики Сиван, сенсей
Тамура, сенсей Чиба – продемонстрировали при этом такую преданность, что вы
ясно ощущали их стремление объединиться и сформировать один неразрывный круг
(то же самое демонстрировал и сенсей Йокота при работе с Киссемару Уесиба).
Между
мною и Дошу Киссемару возникла молчаливая скрытая связь. В следующий раз я
увидел его в Германии – он проходил по татами в сопровождении сенсея Йокоты,
и когда он приблизился ко мне, сенсей Йокота шепнул мне : «Бакас…Дошу …». И
тогда Дошу обернулся, увидел меня и сказал: « ah … genki desu ka ? (как
поживаете?)». Я ответил : « genki desu (спасибо, хорошо) - и это был момент,
который я не забуду».
2
января – особый день, потому что это – годовщина его смерти. В этот день мы
всегда проводим особую тренировку в моем додзе.
Такую
же связь я ощущаю с его сыном – Дошу Моритеру Уесиба.
Л.В.
–Чем важна для вас связь с сенсеем Фудзитой?
П.Б. – Сенсей Фудзита учит
меня быть достойным человеком и духовно, и физически, и на социальном уровне.
Он учит меня быть хорошим айкидокой. Он всегда вдохновляет меня. В тот
момент, когда он приезжает в Европу и я вижу его входящим в мой дом, мое
сердце волнуется, тело трепещет, и мне радостно его видеть. Во мне начинает
двигаться моя внутренняя энергия – как если бы я выполнял упражнение Chi Kung
. Присутствие сенсея Фудзиты заставляет двигаться мою внутреннюю энергию, и
он мягко, легко, деликатно и дружески учит меня, как ее контролировать.
Л.В.
– Вы являетесь очень конфликтной фигурой в голландском айкидо. Вы были
центром раскола многих голландских групп айкидо. Вас критикуют за
«высокомерный» стиль обучения, за то, как вы обращаетесь со своими учениками.
Как вы объясняете критическое отношение к себе?
П.Б . – Конфликтной фигурой? Что
такое «конфликтная фигура»? Для меня это обозначает человека, у которого есть
своя идея, свое мнение, свой собственный стиль жизни, человека, который может
выбирать свой собственный путь. И если он предан этому пути, он так влияет на
людей, что они следуют за ним, и если наступает время, когда его идея кому-то
перестает подходить, люди уходят, и это нормальный процесс – так ребенок
вырастает в семье и начинает свою собственную жизнь. Я был маяком для многих
учеников. Многие ученики находили у меня безопасную гавань. Люди, которые не
захотели увидеть правильных сигналов для вхождения в эту гавань, потерпели
кораблекрушение. Моя это ошибка или их – это они должны проанализировать
сами. Они могут учиться на своих ошибках, учиться идти своим путем – так, как
я пытаюсь идти своим.
Критическое
отношение? Люди плохо видят. Они критикуют не меня, а себя. Они
критикуют идею следования за учителем, но сохраняют при этом чувство высокой
собственной значимости. Они приходят с чашкой чая, которая уже полна. А они
должны приходить с пустой чашкой. У людей, которые критикуют, всегда очень
большой багаж, и иногда он мешает им понять обучение правильно. И это понятно
- ведь они порой потратили много времени и вдохновения, и пролили много пота,
и много узнали от другого учителя – а теперь им нужно много энергии и
мужества для того, чтобы забыть то, чему они научились. И все же следовать за
учителем означает прийти к нему с чистым сознанием, чтобы чему-то от него
научиться.
Я
критикую тех людей, приходят ко мне с полной чашкой чая.
За
одним учителем я следую более 20 лет. Ежегодно четыре раза я прихожу к моему
учителю, чтобы увидеть его настроение, когда он смеется и когда он работает,
и пытаюсь понять, почему он это делает так, а не иначе.
Обучение
состоит из двух частей – внешней и внутренней форм. Но многие люди, следуя за
учителем, обращают внимание только на внешнюю форму. Постичь внутреннее
содержание гораздо труднее, поскольку это требует изменения позиции ученика в
целом.
Вот
почему я так убежден в правильности того, что делает сенсей Фудзита, и также
так покорен тому, что он делает.
Плохо
отношусь к своим ученикам? Гм-м-м… Приведите пример.
Л.В.
- Некоторые говорят, что вы выставляете людей на посмешище и унижаете их
достоинство.
П.Б. – Когда я ставлю
кого-то перед классом и прошу его показать, что я только что делал, а он
показывает неправильно – это не так уж плохо. И это вовсе не для того, чтобы
посмеяться над ним. Я хочу показать всем, что каждый их нас начинает как
ученик, и что мы всегда будем учениками и никогда не должны думать, что мы
уже выросли и знаем все. Основа моего метода обучения заключается не в том,
чтобы показать ученикам учителя-супермена, демонстрирующего мощные техники, а
в том, чтобы подвести их к пониманию того, что уровень класса всегда
определяется самым неопытным его учеником. Обучение айкидо не является чем-то
высшим, мистическим или тайным. Оно основано на базовых элементах айкидо.
Расколы
в группах? Вот пример. Если вы заглянете в Энциклопедию айкидо Стэнли
Пэйна и посмотрите историю жизни О’Сенсея и его учеников, вы увидите, что его
первый ученик был его дальним родственником по имени Noriaki Inoue . Он
следовал за О’Сенсеем. Когда он достиг высокого уровня, он отделился от
О’Сенсея и сформировал собственную группу. Я могу сказать вам, сколько
учеников отделились от О’Сенсея: сенсей Коичи Тохей, сенсей Саотомэ, сенсей
Тода, сенсей Сиода.
Это
так. Это нормальный процесс. Я бы сказал даже, что для организации он
является неизбежным. Я думаю, что в разделении нет опасности. Если ученик
продолжает работать в духе О’Сенсея, но предпочитает свою собственную
реализацию его идей в другой группе – тогда все в порядке. Но он должен быть
верным одному – Кай – единству. Это означает дружбу. А именно об этом забываю
люди, которые отделяются в Голландии. Это происходит потому, что они желают
выстроить свою собственную империю – они сами хотят быть О’Сенсеями. Поэтому
они отделяются. И поэтому они снова могут вернуться.
Сформировать
свою собственную группу – это нормально. Неприемлемо не сохранить дружбу к
своему учителю.
Очень
жаль, что в основе разделений лежит ревность, а иногда – некорректное
поведение и нарушение этикета. Иногда это непростительно (во всяком случае,
на сегодняшний день).
Л.В.
Есть ли у вас какой-то план объединения отколовшихся групп в Голландии?
П.Б. Унификация. Идея
заключается в следующем. У нас есть семья, создавшая айкидо Айкикай – Уесиба.
До сих пор это единственный источник, из которого айкидо распространяется по
миру. Hojin (?) Aikikai состоит из 80-100 учителей и персонала, которые
посвящают всю свою жизнь распространению айкидо в мире. Это уникально.
С
этим не может сравниться ни одна организация айкидо. Если мы все со всеми своими
различиями сможем прийти и увидеть этот центр, мы увидим, что в нем есть
особый дух. Если мы будем продолжать следовать этому духу, даже если у нас
есть своя вариация этого духа – тогда мы будем оставаться в доме со многими
комнатами, но все же в одном и том же доме.
Мне
вовсе не нужно иметь какой-то план. Обратите взор к Хомбу. У Хомбу есть план!
О’Сенсей
создал техническую и духовную систему. Дошу Киссемару из Айкидо Хомбу Додзе
создал современную организацию айкидо, которая соответствует требованиям
современного общества, и создал некую интернационализацию айкидо. Этот дар
был передан внуку О’Сенсея и сыну сенсея Киссемару, и он продолжит развивать
оригинальные идеи и планы, чтобы привести айкидо в 21 век. Я глубоко уверен,
что он добьется больших результатов, так как имеет в Хомбу хороший штат и
поддержку старшего поколения.
Л.В.
– Как влияет айкидо на вашу личную жизнь?
П.Б. – Иногда я чувствую,
что я есть айкидо. Это хвастовство? Или самонадеянность, о которой вы
говорили?
Л.В.
– Ну, люди могут понять это таким образом, что вы пытаетесь сделать из себя
божество.
П.Б.
–
Да, но все свои поступки я посвящаю сенсею Фудзите.
Я
чувствую, что я уже не существо «Питер Бакас». 24 часа в день я живу айкидо.
Для меня не существует разделения на личную жизнь и жизнь в айкидо. Однако
поскольку айкидо настолько полно вошло в мою жизнь, я не считаю это тяжелой
ношей. Я организовал все таким образом, что моя социальная и семейная жизнь
полностью интегрированы в мою жизнь в айкидо, а жизнь в айкидо полностью
интегрирована в мою личную жизнь. Но это очень длинный и медленный процесс, и
я этим счастлив и не хочу ничего менять. Я думаю, что в моем сознании это
сделает меня очень богатым. Когда я был молод, я был полон жизненных сил.
Сейчас мне 63 года, и я чувствую, что во мне больше сил и жизни, чем раньше.
Айкидо
драгоценно для меня.
Л.В.
– Сейчас, когда вам 63 года, видите ли вы, что в айкидо вы прогрессируете?
П.Б.
–
Я нахожусь в самом начале понимания того, что такое айкидо. Я стараюсь учить
выражать внутреннее и внешнее. Я впервые понимаю какие-то внутренние аспекты.
Я благодарен сенсею Фудзите за то, что он учит меня, что означает смотреть
внутрь внешней оболочки. Поэтому для себя я сейчас имею план. Я хочу жить еще
30 лет и понять, что такое внутренняя форма – и распространить это понимание.
Но, конечно, только в том случае, если небеса позволят мне сделать это. Когда
я родился, из-за состояния моих легких и сердца для жизни мне было дано
только 30 лет. Я пережил эти 30 лет, сейчас мне 63, а я чувствую себя
сильнее. Поэтому я планирую прожить еще 30 лет – если Бог даст мне этот срок.
Л.В.
– По собственному опыту я знаю, что быть вашим уке очень непросто, потому что
ваше Ки очень велико. В некоторые моменты это непереносимо. Как уке научиться
иметь дело с такой сильной Ки?
П.Б . – Это очень сложный
вопрос. Я приведу пример. В 1975 году сенсей Тамура впервые приехал в
Голландию для большой демонстрации. У него было два уке (один из них – Тики
Сиван [ Tiki Shiwan ], известный фехтовальщик; думаю, что вместе с Доном
Дреггером, автором многих книг по воинским искусствам, он является живой
легендой айкидо).
Сенсей
Тамура выполнял кайтен наге – омотэ, сото, учи. В какой-то момент Тики Сиван
не смог последовать за ним и неправильно понял кокью и технику сенсея Тамуры.
В тот период я был одним из студентов, наиболее близких к сенсею Тамуре.
После демонстрации, к своему изумлению, я услышал, что Тики Сиван рассыпается
в извинениях перед сенсеем Тамура. И тогда сенсей Тамура сказал: «В какой-то
момент вы потеряли связь с моим центром. Вы думали вместо меня – и в этот
момент все разрушилось. Правильное положение было потеряно». Иккьо как
техника и иккьо как позиция – совершенно разные вещи. Если вы не следуете за
партнером, вы разрываете связь с распространением его Ки.
Я
думаю, что научиться быть уке – мистическая вещь, потому что всегда вижу
перед собой картину, как Дошу Киссемару выполняет технику вместе с сенсеем
Йокота. Мне очень нравится, когда сенсей Йокота работает с Дошу. Вы видите,
что все свое тело и душу он полностью отдает энергетическому кругу Дошу
Киссемару. В этот момент они – единое целое.
Если
вы спросите меня, как этому научился сенсей Йокота, я могу только
предположить, что такие вещи можно делать только если полностью доверять
своему учителю. Если сердце его открыто, то в тот момент, когда он видит лицо
своего учителя, его сердце начинает биться в том же ритме. Если у вас нет
такой связи со своим учителем, вы никогда не поймете правильно, как быть его
уке.
Тики
Сиван до сих пор верный последователь за сенсея Тамуры.
Л.В.
– Ки – важный элемент вашего преподавания. Какую роль Ки играет в вашем
айкидо и как вы объясняете Ки-но-на-гаре ученикам?
П.Б . – Ки-но-на-гаре –
это выражение сенсея Дошу Киссемару. Это означает, что ваши расширяющиеся
энергии встречаются друг с другом и образуют единый круг. Так вы встречаетесь
друг с другом и выполняете технику. Не существует никакого момента
промедления. Вы встречаетесь, и вы не колеблетесь в своих движениях. Вот
определение Ки по Дошу Киссемару: «Силой неуловимо работающей Ки мы приводим
в гармонию разум и тело и связь между личностью и Вселенной. Когда тонкая
работа Ки нездорова, мир приходит к конфликту, а Вселенная к хаосу.
Приведение в гармонию объединенной Ки ума и тела с работой Вселенной является
необходимым для мира и порядка в мире» (Из книги « The Spirit of Aikido »).
Если
вы понимаете, как Дошу Киссемару определяет Ки – тогда попытайтесь понять,
что техника – это не физическое исполнение, а нечто основанное на внутренних
энергетических полях. Люди же всегда выполняют технику на физическом уровне.
Тем не менее техника должна накладываться на внутреннюю часть вашей энергии.
Тогда вы выполняете Ки-но-на-гаре.
Л.В.
Вы впервые приехали в Японию? Если нет, сколько раз вы были в Японии?
Поделитесь своими впечатлениями о каждом своем приезде.
П.Б. Я приехал в пятый
раз. Впервые это произошло в 1984 году. Затем в 1988 году. Затем в 1992 и
1997/98. Я люблю эту страну. Я восхищаюсь этой страной. Я бы хотел жить в
Японии. Однако моя социальная и семейная жизнь всегда была препятствием для
этого. Я бы хотел остаться в Японии на некоторое время – на два или три года
- изучить японский язык и понять душу японцев, изучать айкидо под
руководством своего учителя. Когда я поеду в Японию в следующий раз, я буду
вести дневник и опишу каждый момент своего пребывания в этой стране, а потом
напишу об этом в информационном письме IPAF .
В
Японии все очень сильно изменилось. Когда я впервые приехал туда в 1984 году,
иностранцы чувствовали себя настоящими чужаками. Я помню, что когда мы
приехали на станцию в Киото, нас посылали из одного места в другое, потому
что не понимали наш английский язык. Затем кто-то сказал, что нам нужно идти
в офис информации, Наконец мы добрались до билетной кассы с очень маленькой
табличкой «Информация – для говорящих по-английски». Когда мы начали говорить
по-английски, девушка в окошке начала хихикать - она открывала рот, но не
смогла сказать ни слова. Сейчас, когда вы прибываете в Киото, станция
является проявлением нового японского менталитета, и многие люди говорят
по-английски. Японское общество в целом в большей или меньшей степени
ориентировано на образ жизни американцев и иностранцев, приезжающих в Японию.
Л.
В. – Когда впервые вы встретили Дошу Киссемару и Дошу Моритеру?
П.Б . – В 1975 году Дошу
Киссемару и его сын сенсей Waka (нынешний Дошу Моритеру) приезжали в
Голландию, Испанию, Францию и Англию. В Голландию они приезжали по
приглашению сенсея Тамуры в сопровождении сенсея Чиба (технического директора
Англии), сенсея Тамуры (технического директора Франции), сенсея Суганума и
Тики Сиван.
У
меня в то время был 3 кю.
Поскольку
по крови я был индонезийцем (я родился в Джакарте в Индонезии), я знал, как
нужно общаться с людьми Востока, и меня попросили организовать для них обеды.
Я привел их в китайский ресторан в Гааге. Я переговорил с его владельцем и
заказал длинный стол, полный пищи (в японском духе). Я не знал, что во время
длительных турне Дошу Киссимеру и сенсей Waka очень хорошо принимают
преимущественно европейскую кухню. Однако сенсей Waka все же заболел и
остался в своей комнате. Когда Дошу и другие сенсеи вошли в ресторан и
увидели стол, они были изумлены, увидев китайскую еду, и начали есть. Тогда
сенсей Тамура и другие представили меня Киссемару и попросили меня ухаживать
за ним. Я помню, как на следующий день я приветствовал Киссемару, когда он
выходил из машины, направляясь в додзе для проведения тренировки. Я вышел из
машины, сказал «добрый день» и был удивлен, услышав его ответ по-английски:
«Доброе утро, здравствуйте».
В
1984 году я приехал в Японию и увидел по всему Токио рекламу кока-колы со
словами «Доброе утро, здравствуйте». И я рассмеялся, поскольку я понял.
Позже
я имел возможность беседовать с ним, и рассказал ему о своих мечтах в айкидо.
Он одобрительно кивал. С этого момента я считаю его своим учителем.
Л.В.Когда
вы впервые встретили сенсея Фудзиту – и почему вы являетесь его учеником вот
уже более 20 лет?
П.Б . Д-р Голдсбэри
называл меня своим первым учеником. Сенсея Фудзиту я встретил в 1980 году на
конгрессе Международной Федерации Айкидо в Париже. В тот момент, когда я
увидел сенсея Фудзиту, он ругался и говорил плохие слова о Франции. Мы
спросили его, что это означает. Фудзита ответил по-японски, что его
пригласили провести занятия в Palace de Courbertant , но не заказали для него
транспорт. Тогда мы организовали для него машину и проводили его в тренировочный
зал, где его ожидало уже более 1000 студентов. В то время он был уже
достаточно полным мужчиной, поэтому когда он начинал тренировку, я ожидал,
что его движения будут спокойными и медленными. Однако он был так разгневан
отношением, которое к нему проявила Международная Федерация Айкидо, что
действовал на татами как разъяренный носорог. Его движения были настолько
опасны, что люди смотрели на него с уважением и ужасом на лицах Когда я
увидел его движения, я влюбился в его движения и все еще в них влюблен,
потому что убежден, что его таисабаки, метод дыхания и проявления кокью – это
основа для изучения реального айкидо. Это не было шоу – просто в тот момент
на татами он сам был Айкидо. На протяжении всех этих лет (я провожу с ним 4-6
недели 4 раза в год ) я постоянно обнаруживал у него совершенно мистические
вещи – и он открывал их для меня. Он является и моим духовным учителем.
Л.В.
Мы много слышим о ваших просветительских поездках в Восточную Европу. По
какой причине вы это делаете и какие цели надеетесь достичь?
П.Б . После крушения
железного занавеса я, как Генеральный секретарь Европейской Федерации Айкидо
в 1989/90 гг., понимал, что развитие айкидо в Восточной Европе нужно
организовать так, чтобы там поняли, что такое айкидо Айкикай, и не впали в
хаос всестилевого айкидо. Поэтому вместе с другими я потратил много сил,
чтобы правильно организовать это развитие. И мы достигли цели, потому что в
1979 году образовали международное отделение в Международной Федерации
Айкидо, называемое IPAF . При поддержке Хомбу и особенно сенсея Фудзиты
ежегодные поездки IPAF по распространению айкидо имеют большой успех. Мы
распространяем айкидо во всех концах бывших советских республик.
Главные
цели IPAF :
–
распространять технические, организационные и духовные аспекты айкидо
-
создать организацию, которая следует духу Ки – дружбе друг с другом и дружбе
между нациями.
Л.В.
Как вы понимаете слова сенсея Фудзиты: «Ежедневная практика – это ключ к
пониманию айкидо»?
П.Б. Ежедневная практика
означает, что нужно отшлифовать свое тело, как клинок, то есть наполнить его
Ки и энергией, чтобы для достижения цели использовать энергию рациональным
образом, использовать ноги, руки, дыхание, интуицию и интеллект как нечто
единое.
Ежедневная
практика означает дойти до вершины своих интеллектуальных, физических и
духовных возможностей, означает пройти круг от начала до конца. Если вы
встаете на путь современного воина, вы должны, не дрогнув, и начать его как
воин, и закончить его как воин.
Л.В.
Питер Бакас, благодарю вас за время, которое вы на меня потратили. Я думаю,
что это интервью будет интересно не только для многих учеников, которые уже
знают вас, но и для тех, которые, возможно, захотят о вас узнать.
П.Б . Для меня это
большое удовольствие. Если студенты захотят услышать от меня какие-либо
комментарии к тому, о чем я говорил, я буду рад об этом услышать.
Л.В . Еще раз благодарю вас.
---------------------------------------
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К
СЕНСЕЮ БАКАСУ О ЕГО РАБОТЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.
1.
Почему вы посвятили себя работе в Восточной Европе?
В 1990 году, когда
Горбачев открыл железный занавес, я был Генеральным секретарем Европейской
Федерации Айкидо. В руководстве Федерации существовало опасение, что если
европейские обладатели высоких данов под руководством шиханов Хомбу
организованно не освоят пространство за железным занавесом, это место займут
толпы охотников за удачей от айкидо и дадут неправильное представление о том,
чем в действительности является айкидо Айкикай. По этой причине Мировая
штаб-квартира Айкикай в 1992 году направила в Москву и С.-Петербург Дошу М.
Уесиба (тогда сенсея Waka ), чтобы показать бывшим советским республикам, что
официальным центром айкидо является Мировая штаб-квартира айкидо,
располагающаяся в Токио, в Японии. Мировая штаб-квартира айкидо организовала
в МГУ додзе, а Европейская Федерация айкидо завязала отношения с
С.-Петербургской федерацией айкидо и Евро-Азиатской федерацией айкидо,
охватывающей все советские республики.
Продолжая
дружбу с русскими в С.-Петербурге и бывших советских республиках, сенсей
Фудзита начал свою миссию в Восточной и Центральной Европе.
Многие
другие шиханы Хомбу, такие, как сенсей Тамура и сенсей Канетцука, также
начали свою миссию в этих регионах, однако на сегодняшний момент лучшей
организацией для развития айкидо в этих странах является IPAF .
2.
Не чувствуете ли вы, что существует опасность того, что некоторые люди в
Западной Европе, которых вы не знаете, эксплуатируют вас и ваше айкидо?
Сенсей Фудзита –
настолько мудрый и уважаемый шихан Хомбу, что его миссия гарантирована от
опасностей такого рода. Хомбу Додзе поддерживает сенсея Фудзиту таким
образом, что сертификаты Хомбу выдаются с соблюдением всех формальностей,
вовремя, и к ним относятся должным образом, а тренировки проводятся регулярно
и в соответствии с методами Хомбу.
3.
В чем заключается движущая сила тенденций, уводящих от основной дороги айкидо
Айкикай?
Сенсей Фудзита
считает, что эта сила заключается в том, что каждый ученик является учителем
для самого себя. Каждый ученик ценен, и если произошло отклонение от основной
дороги, то значит, что что-то ценное было потеряно. И я не принимаю вопроса о
том, что сенсей Фудзита отклоняется от основного потока.
4.
Какую цель вы перед собой ставили, когда начали изучать айкидо?
В начале 70-х годов
айкидо не было известно. Все думали, что в нем оно есть нечто мистическое.
Никто не имел правильного представления о том, что такое айкидо. Например, в
библиотеке Голландской спортивной федерации было только 5 книг по айкидо -
одна книга Тохея, а остальные – французских учителей, а также две книги
наполовину по айкидо, наполовину по дзю дзюцу. Бывший председатель
Организации Дзюдо спросил меня, когда мы собираемся проводить соревнования по
айкидо. Но в айкидо был аспект – о мире и любви, - совершенно непонятный миру
воинских искусств, в котором были популярными кик-боксинг, тайский бокс и
вольная борьба. И вдруг появляется воинское искусство, которое проповедует
неприятие соревнований, борьбы и конфликтов, а пытается использовать энергию
нападающих и управлять ею.
Это
оказалось близким мне, и я был убежден, что должен это изучить, поэтому я
решил следовать за лучшим учителем того времени – сенсеем Тамура.
5.
Актуально все это для вас после 30 лет занятий айкидо?
Я
проработал эти идеи. И я уверен, что идея о том, что айкидо создает мир и
гармонию, соответствует действительности и сейчас еще более актуальна, чем
раньше. Мой учитель сенсей Фудзита показывает, что эти ценности применяются
на практике.
Я
вспоминаю историю, когда он преподавал в Боснии в то время, когда там шла
война. Его додзе находилось всего в 30 км от фронта, где царили разрушение и
смерть.
Сейчас,
спустя 10 лет, многие представители конфликтовавших наций (Сербии, Македонии,
Албании, Монтенегро) соберутся вместе в Белграде учиться у сенсея Фудзиты, и
я разделяю мечту сенсея Фудзиты о том, что когда-нибудь в большом зале
Организации Объединенных Наций пройдет демонстрация айкидо, и тогда все на
земле увидят, что айкидо может проповедовать мир.
6.
Кто был вашими учителями, когда вы изучали айкидо и другие воинские
искусства?
Пенчак
Силат – гуру Бой Висчер и гуру Виджнхамер.
Ийай-до
Омо-рю – Тики Шиван, шотландец, родители которого жили в Китае. Его уровень
так высок, что он разделяет компанию с известным сенсеем Отаке.
Сенсей
Тамура – жемчужина айкидо того времени. Он обучал меня не только айкидо, но и
работе с джо.
Сенсей
Дедоббелер –джо и бокен, а также гуманистические аспекты айкидо.
За-зен
– Ошу-сан, японский мастер-монах.
Сенсей
Канетцука – айкидо.
Сенсей
Фудзита – мой теперешний учитель айкидо.
Но
прежде всего – духовным учителем для меня всегда был Дошу Киссемару.
7.
Вы – один из пионеров айкидо в Голландии. В чем состоят результаты вашей
пионерской работы?
Прежде
всего, это Нидерландский клуб Бусидо – такой, какой был в Бельгии. Я начинал
заниматься в своем гараже со своими сыновьями. В дальнейшем я переехал в
помещение под местным плавательным бассейном. Я начал развивать айкидо
оттуда. Затем мы со своими учениками Дж. Ховертсом и П. Лачервадом в
Роттердаме и Дордрехте – позднее руководство там взял Эрнесто Лавадас. В
Амстердаме я поддерживал Эрика Лоуве. Там мы основали организацию айкидо C .
A . S . A . Оттуда вышли такие люди, как Вилко Вриесман, Эрик Лоуве, Ханк Ван
Дуин (сенсей Суганума). Позднее я развивал клубы в Утрехте (додзе Антона
Гисинка), в Лейдене, в Боленланском университете.
Вместе
с Нидерланским клубом Бусидо я помогал представлять айкидо в Нидерландской
Организации дзюдо ( Judo Bond Nederland ).
Далее
я основал С. A . B . N ., а
после
этого Nederlands Culturele Fikido Federatie . Представляя C . A . B
. N ., следует упомянуть имена – свое собственное, д-ра Лезингера, Martinaz
Perrtula , Veneri , Goldsbury . Эти люди собрались вместе, чтобы сформировать
Европейскую Федерацию Айкидо ( E . A . F .). Позднее она переросла в
International Iikikai Aikido Foundation на всем юге Европы.
8.
В честь вашего 65-летия многие студенты приезжают из-за границы. Является ли
это показателем того, что вы прокладываете для айкидо путь и за пределами
Голландии?
Да. После крушения
железного занавеса в1989 вместе с сенсеем Фудзитой я начал пропагандировать
айкидо, и сейчас, в результате пятилетней работы, мы видим процветающие
организации айкидо в Прибалтике и бывших советских республиках. Сейчас их
представители приехали, чтобы отпраздновать день моего рождения. Это – очень
большой рост айкидо.
9.
Как вы думаете, как будет развиваться айкидо в Голландии?
Сейчас
многие европейцы и японцы с высокими данами часто приезжают в Голландию.
Некоторые из них представляют айкидо Айкикай, другие – прочие стили так
называемого айкидо. Тем не менее все они пытаются практиковать свое искусство
отдельно от влияния других воинских искусств, таких, как основные течения
дзюдо, каратэ и дзю дзюцу.
Такая
независимость от других воинских искусств является достижением айкидо.
10.
Как айкидо будет развиваться в Европе?
Сейчас
в Европе два человека имеют седьмой дан. Такой высокий уровень скоро будут
иметь больше европейцев. Это означает, что по рангу европейцы стоят плечом к
плечу рядом с бывшими японскими учителями. Это большой шаг в развитии айкидо
Айкикай.
Но
это означает также и появление опасных нюансов. Мы думаем, что сравнялись с
японцами и что способны обойтись без Хомбу Додзе. Большая опасность будет
угрожать нам, если мы отклонимся от основного пути и будем развивать свои
собственные стили айкидо.
11.
Как айкидо будет развиваться в мире?
Распад
дзюдо в мире уже произошел – все больше и больше фракций образуется из-за
того, что дзюдо развивалось как спорт и больше не является воинским
искусством.
Европейцы
с высокими рангами дзюдо (как, например, Антон Гисинк) пошли еще дальше и
создали свое собственное дзюдо.
В
прошлом году в Бухаресте мы присутствовали на всемирном турнире по дзюдо. Но
там не было японцев – за исключением сенсея Фудзиты, который в это время
проводил демонстрацию айкидо. Сенсей Фудзита был очень удивлен, что является
единственным присутствующим японцем. Это может случиться и с айкидо. Но, к
счастью, для сохранения сильных традиций айкидо, О’Сенсей получил продолжение
в Дошу – Киссемару и Моритеру. Во время празднования 60-летия Хомбу Додзе
руководство Хомбу представило миру четвертое поколение семьи Уесиба. Поэтому
будущее айкидо в безопасности.
В
Хомбу Додзе ежедневно работает более сотни человек, решающих организационные
и финансовые вопросы, а также вопросы распространения айкидо.
Во
время последнего интервью с одним и японских учителей, работающем в Америке,
он сказал американцам, что для них существует будущее – поскольку руководство
айкидо со стороны Айкикай внутри Америки и в мире обеспечено. (Лично я с этим
не согласен).
|