Главная » Статьи » Будо » Айкидо

Интервью с Сеичи Сугано

Интервью с Сэйити Сугано Сиханом (Часть 1) 

Перевод: aikiportal.com.ua(Это интервью Сугано Сэнсэй дал инернет-изданию Aikido Online в декабре 2000 года во время Рождественского Семинара в Нью-Йоркском Айкикае.)   

Сэйити Сугано Сэнсэй   - Для начала, не могли бы вы рассказать нам немного о том, как вы впервые услышали об Айкидо?   Я увидел статью об Айкидо в одном из японских еженедельников. Вот так я нашел Айкидо.   - Это была статья об О-Сэнсэе?   Нет, об Айкидо вообще. Меня она заинтересовала, и я поехал к Киссёмару Досю. Он в то время был в Хомбу Додзё.  

- Вы спросили у него, можно ли вам заниматься?

  Да.   - А до этого вы практиковали какие-нибудь другие боевые искусства?

  Да, я лет шесть занимался дзюдо.   - О чем же говорилось в этой статье, что она вас так заинтересовала?   Я в точности не помню. По большей части там рассказывалось, что такое Айкидо, и я подумал, что технически это могло бы быть интересно. В то время вы могли называть это Айкидо или дзю-дзюцу; оно не было особо известно широкой публике, и я подумал, что с технической точки зрения это может быть интересно. Также казалось, что за ним стоит какая-то философия.  

- Когда вы впервые официально начали заниматься Айкидо? 

  Я думаю, году в 1957 или 1958.  

- На что были похожи занятия в Хомбу Додзё в то время?   Они явно отличались от тренировок по дзюдо; основной упор делался на повторение форм. В дзюдо вы боретесь, кого-то бросаете, в Айкидо же тренировки с партнером отличаются.

  - Вам было сложно приспособиться?   Это не совсем процесс приспособления, но для того, чтобы принять путь Айкидо или систему его тренировки, необходимо некоторое время.   - Когда вы впервые начали преподавать?  

(Смеется) Это, должно быть, произошло в начале шестидесятых. Вначале мы носили за Киссёмару Досю его сумку, куда бы он ни отправлялся, и помогали ему. Приблизительно в это время Айкидо начало распространяться, его начали преподавать за пределами Хомбу Додзё. И хотя мы были очень молоды, нам приходилось ездить преподавать. В большинстве случаев ученики, вероятно, были старше меня.   - Был ли в вашей жизни такой момент, когда вы осознали, что Айкидо станет вашей профессией?   Нет, я начал заниматься исключительно из интереса, и все. Я никогда не планировал преподавать Айкидо. Я просто хотел заниматься.   - Не могли бы вы поделиться с нами немного своими воспоминаниями об О-Сэнсэе?   В первый раз, когда я его увидел, я воспринял его скорее как религиозного мастера или лидера, а не как мастера боевых искусств. В его движениях присутствовала некая энергия, подвижная, но невидимая, и ты чувствовал с одной стороны пустоту, а с другой - крепкий стальной стержень. Да, я воспринимал его больше как религиозного лидера религиозной группы или кого-то в этом роде. Он выражал себя посредством физической формы, но это было нечто совершенно особое, когда он бросал каждого из нас.  

   - Каково ваше видение процесса, посредством которого О-Сэнсэй создавал Айкидо?   Он начал с изучения традиционного боевого искусств, но затем его увлек духовный поиск. Я думаю, вероятно, именно это привело к изменению традиционного способа тренировки боевых искусств. В своих объяснениях Айкидо он использовал идеи своих религиозных концепций.   - Это были концепции религии Омото?   Да, Омото. Омото в то время было чем-то вроде движения или группы Нью Эйдж. Оно имело отношение к Синто, но это было больше мистическое Синто. Нельзя сказать, что это было традиционное или обычное Синто.  

- Был ли Дэгути Сэнсэй все еще жив в то время?   Нет, я не думаю. Одним положительным моментом было то, что хоть О-Сэнсэй и объяснял Айкидо как религиозную концепцию, он никогда не настаивал на том, чтобы его ученики следовали его религиозным взглядам. Это, вероятно, было хорошо для нас. Он говорил о духовном аспекте, но никогда не давал нам какой-либо системы духовного обучения.   С его точки зрения Айкидо было физической формой тренировки, которую он называл мисоги или движением котодама и т.д. Для него это было способом развития духовности. Поэтому, если кого-то интересовали эти аспекты, то они должны были самостоятельно изучать это или заниматься йогой, дзаздзэн или другими необходимыми системами.   Я полагаю, он подобным же образом преподавал работу с оружием. Очевидно, что его очень интересовало оружие, он выражал себя в демонстрациях с оружием, но он никогда не давал системы, как это делать. Точно так же разные учителя, имея разный опыт, выражают себя в различных способах преподавания.

  - Как вы думаете, он считал простое выполнение движений Айкидо достаточным или он полагал, что ученики должны были также изучать что-то еще?   В большинстве случаев, к сожалению, взаимоотношение ученика и мастера носит односторонний характер; в нем нет вопросов и ответов или чего-то в этом роде. Жаль, конечно, мы бы понимали гораздо лучше, если бы так делали, но такой возможности просто не было, поэтому нам приходилось только предполагать, что он хотел сказать. Если он объяснял нам что-то или читал какую-то книгу или стихотворение, то мы самостоятельно должны были понимать, что же он имел в виду. 

  - Так у вас не было занятий, на которых вы могли бы задавать вопросы О-Сэнсэю?     (Смех) Нет.

  - Как вы думаете, если бы сегодня он был с нами, могло бы такое происходить?   Нет, я в этом сомневаюсь. (Смеется)  

- Ему это просто было неинтересно?   Начнем с того, что ему не так уж интересно было быть учителем. В большинстве видов искусств мастера демонстрируют свои способности, но они не обязательно являются хорошими учителями. У них нет никакой системы «преподавания» в том смысле, в котором мы понимаем это сегодня.   - Это был традиционный способ передачи знания?    Да. И это было не только в Айкидо. Это было в любом виде искусства, будь то музыка, живопись и так далее. Если вы хотели следовать мастеру, вы просто копировали его как можно больше.

  - О-Сэнсэй был удивительным человеком, он оказывал очень сильное влияние на многих людей. Как вы думаете, какие качества делали его таким уникальным?   Во-первых, он был глубоко верующим человеком, погруженным в свой религиозный и духовный поиск; я думаю, что это, вероятно, сделало Айкидо уникальным. Мне нравится техника айкидо, но с технической точки зрения, если вы посмотрите на различные другие школы, то обнаружите, что в них есть схожие техники.   Я думаю, Айкидо настолько уникально потому, что О-Сэнсэй порвал с так называемыми традиционными концепциями боевых искусств. Лично я, изучая Айкидо, всегда старался возвращаться к этой исходной точке. Дело не просто в том, как вы выполняете техники. Обычно в боевых искусствах существует определенная система боевой техники, но он порвал с этой концепцией, и для меня это наиболее важная вещь.

  - Люди часто говорят, что каждый ученик О-Сэнсэя вобрал в себя какую-то определенную его часть. Как вы думаете, правда ли это, и если да, то какое влияние О-Сэнсэй оказал лично на вас?   Я думаю, в какой-то степени он заставил меня осознать, что Айкидо - это нечто, что я должен продолжать искать. Он не давал никакой системы; у него была некая система, которой ты должен был всегда следовать, но он не давал ее. Каждый человек должен был искать ее сам.   Может быть, то, чего хочет один человек, другой - не хочет. Возможно, это и было влияние, оказанное им на меня. Даже когда мы преподаем, технически ни один из нас не похож на него. Он был уникальным человеком, так что никто не мог действительно скопировать его. Поэтому, вероятно, наибольшим его влиянием было то, что он делал каждого человека свободным искать нечто самостоятельно.

  - Раньше вы упомянули, что частью ваших обязанностей было носить сумку второго Досю. Как бы вы охарактеризовали работу второго Досю по развитию Айкидо?   Я думаю, он сделал очень многое для того, чтобы айкидо было принято широкой общественностью. Я помню, как я встретил его в первый раз. Он был больше похож на университетского профессора или кого-то в этом роде. Вы были бы удивлены, если бы ожидали увидеть мастера боевых искусств, превосходящего вас физически или ведущего себя как-то иначе.   Я думаю, благодаря его личности или тому, как он популяризировал Айкидо, оно стало чем-то, что обычное общество смогло легко принять, а не чем-то «иным». Даже теперь, человек, занимающийся боевыми искусствами, обычно вносит не очень-то большой вклад в общество, он просто достаточно силен, чтобы владеть несколькими техниками, с помощью которых можно кого-нибудь бросить или убить. (Смеется) Это довольно низкий уровень. Я думаю, у Досю была лучшая идея, как сделать Айкидо гораздо более приемлемым для обычного общества, и именно таким образом он распространял его.   - Было ли какие-то определенные вещи, которым вы научились у второго Досю, может быть он в чем-то оказал на вас особое влияние?   Я, в общем-то, не думаю об этом слишком много, но вполне вероятно, что он оказал на меня значительное влияние в том, как я технически воспринимаю Айкидо.   С технической точки зрения его способ преподавания был очень умеренным; в нем не было никаких крайностей. Его больше заботила идея того, чтобы обычное общество приняло Айкидо. Его подход к Айкидо вообще был более интеллектуальным. Возможно, таким образом его способ преподавания оказал влияние на меня. Я не придерживаюсь экстремального взгляда на технику айкидо. Он часто напоминал нам, что лучше действовать нормальным образом.      

Категория: Айкидо | Добавил: Votchel (20.07.2011)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: