Айкидо — свобода духа Интервью: Александр Каменичный, журнал "Гранат", сайт http://granatt.com.ua
Этот француз женат на японке, живет в Испании, а работает зачастую в
России и Украине. Он является экспертом по японской, китайской и
индийской философии, фонетике и истории религии. Но главное его дело —
айкидо. Вот уже несколько лет подряд господин Бенедетти приезжает в
Одессу. Здесь он проводит мастер-классы и общается с друзьями. На одной
из таких дачных посиделок под шум моря, фаршированные перцы, икру из
синих и шабское вино мы разговорились. — Стефан, как Вы начали заниматься айкидо?
— Совершенно случайно! Я познакомился с практикой айкидо в 1966 году, в
Германии. Тогда я в составе делегации молодых европейских дзюдоистов
попал на презентацию айкидо, которую проводил Асаи-сенсей. Для меня,
дзюдоиста, многое из того, что показывал этот мастер, было непонятным.
Мне казалось, что это не может работать. А потом я с большим восторгом и
изумлением смотрел, как этот небольшого роста человек раскидывал по
залу нападавших на него крепких парней, отнюдь не новичков в борьбе.
После этого я заболел этим видом восточного боевого искусства и,
вернувшись во Францию, стал искать учителей по айкидо. Получив в
1969 году первый дан по айкидо, Стефан Бенедетти на девять лет уехал
жить в Японию, где помимо изучения айкидо вел успешный бизнес и откуда
вернулся назад в Европу вместе с женой-японкой, мастером каллиграфии.
Начиная с 1984 года, Стефан Бенедетти является персональным секретарем
Тамуры-сенсея и его представителем в Европе. Он также является автором
многих статей и учебника по айкидо под названием «Книга для начинающих».
— Стефан, Вы много лет прожили в Японии. А насколько Вам, европейцу, было сложно жить в этой стране?
— Сложностей было много. Дело в том, что на протяжении многих веков
японское общество складывалось как кастовое, клановое. От господина
зависело благосостояние и часто сама жизнь его подданных. А над этим
господином стоял другой господин, а над ним часто еще один… Этот
клановый дух сохранился и до сих пор. А я европеец, чужак, не
примкнувший ни к какой группе… К тому же, как это ни покажется
странным, мой японский, на котором я говорю бегло и совершенно без
акцента, очень часто ставил в тупик моих японских собеседников.
Например, я звоню какому-нибудь бизнесмену или чиновнику, договариваюсь о
встрече. Он меня не видит и поэтому воспринимает меня как своего. А
потом мы с ним встречаемся и у него то, что он видит, и то, что он
слышал ранее, никак не может состыковаться. У японцев есть стойкий
стереотип: иностранец должен говорить на плохом японском и обязательно с
американским акцентом. А еще, разговаривая с японцем, вы
обязательно должны учитывать, к какой социальной группе он принадлежит,
каков его статус внутри этой группы, принимать во внимание его возраст,
его родственные связи… Кошмар! Скажем, со своей тещей я не могу
разговаривать так же, как с соседкой того же возраста. Но, тем не менее,
со временем у меня сложились очень хорошие отношения со многими
японцами. — Стефан, а почему Вы решили уехать из Франции?
Насколько я знаю, у Вас на родине, по сравнению с другими европейскими
странами, айкидо более развито… — У нас айкидо превратилось в бизнес. Мне это не нравится. Это ведь искусство, образ жизни, а не бизнес. В 2006 году Стефан Бенедетти впервые посетил Одессу и стал руководителем лагеря айкидо в этом городе. — Стефан, что Вы думаете об Одессе?
— Очень приятное место… Особенно мне показались симпатичными небольшие
уютные кафе и ресторанчики. Я ведь повар, гурман и философ, размышляющий
над тем, как в этом мире работает лень. Так что я всегда обращаю
внимание на такие заведения.
Несмотря на свое ироничное замечание о лени, Стефан Бенедетти очень
много и напряженно работает. Его плотный график семинаров, показательных
выступлений и лекций, которые проходят по всей Европе, составлен на год
вперед. И в этом напряженном графике уже «забито» место на лето
будущего года для очередного, на этот раз уже юбилейного, Пятого
ежегодного международного лагеря айкидо в Одессе. — Скажите, Вы,
наверное, знаете, что ныне независимые Украина, Россия, Беларусь и
Молдова еще недавно входили в состав бывшего СССР? — Да, я читал об этом. — А как Вам кажется со стороны, есть ли сейчас разница между этими странами?
— Не знаю, тяжело сказать… Я ведь видел немного только западную часть
России. Когда я пересекаю границу, то я понимаю, что это разные страны… Я
бы сказал, что вижу бóльшую разницу между Харьковом и Ужгородом, чем
между Санкт-Петербургом и Киевом или Одессой. Впрочем, я могу и
ошибаться. Я ведь не так уж и много видел… — Сколько языков Вы знаете?
— Французский — мой родной язык. Я также свободно говорю по-английски и
по-японски. Неплохо знаю итальянский. Сейчас я живу в Испании и начинаю
понемногу общаться и на языке этой страны. В молодости я учил
китайский, но боюсь, что без практики я полностью потерял его. — А русский? — Кое-что уже начинаю понимать. Могу даже произнести несколько несложных фраз. — Скажите Стефан, Вы сами тренируетесь или только тренируете других?
Сейчас я практически все время учу. Обучая других, я постигаю
собственные ошибки и развиваюсь. Но каждый день мне уже тренироваться
нет необходимости. Хотя со своим учителем, Набуюши Тамурой, я
по-прежнему поддерживаю отношения. — Стефан, я знаю, что Вы хотели познакомиться с русским рукопашным боем системы Кадочникова…
— Да, я слышал об этой системе. И тут, в Одессе, меня познакомили с
Анатолием Олексовым, президентом Центра изучения систем выживания. Он со
своими ребятами приезжал к нам на семинар. Это было очень интересно. — Вам понравилось?
— Это не совсем то что, что преподаю я. В айкидо главное не победить, а
обрести свободу, вынудить вашего противника отказаться от агрессии. А в
системе Кадочникова, насколько я понял, важна именно победа. Этот вид
единоборства был создан военными и для военных. Но я увидел в этой
системе много общих моментов с айкидо. Мне очень понравилось, как они
двигаются, как они создают то, что в айкидо называется «поток». Я потом
очень часто говорил на семинаре своим студентам: «Вспомните спецназ!
Вспомните, как они двигаются. Они всегда расслаблены, но собранны. Все
их движения весьма логичны, целенаправленны и потому эффективны». Это
был весьма поучительный опыт! «В айкидо главное не победить, а обрести свободу, вынудить противника отказаться от агрессии» — А чем еще, кроме айкидо, Вы увлекаетесь? — Жизнью! Книги читаю, музыку слушаю, за садом обожаю ухаживать…. — Айкидо — это одно из самурайских воинских искусств. А Вы-то сам самурай?
— Абсолютно и категорически нет! Никогда! Я знаю эту легенду, но я ее
ненавижу! Самураи были кланом бюрократов, которые сосали кровь простых
японцев. Они составляли процента два населения. И сомневаюсь, что из
этих двух процентов набралась бы хоть двадцатая часть тех, кто вообще
умел владеть оружием. — В чем заключается философия айкидо?
— Философия в том, что чем меньше философствуешь, тем ты круче. Айкидо —
это свобода духа. А дух нельзя развивать отдельно от тела. Эти два
понятия просто не существуют отдельно.
|