Главная » Статьи » Будо » Иайдо, дзёдо, кэндзюцу

Дзедо Синто Мусо Рю

Слово «дзёдо» переводится как «путь деревянной палки» и обозначает классическое японское боевое искусство владения деревянной палкой (дзё). Цель этого искусства заключалась в том, чтобы научиться, используя всего лишь простую палку, напоминающую трость для ходьбы, противостоять в бою человеку, вооруженному мечом.

Однако это искусство не использовалось, как можно было бы предположить, путешественниками простого сословия для защиты от бандитов или агрессивно настроенных мастеров фехтования. Дзёдо (или, как его называли до середины 20 века, дзё-дзюцу) изначально входило в компетенцию профессиональных воинов.

Происхождение дзёдо

Искусство дзёдо было создано самураем Мусо Гонносукэ Кацуёси (точные даты рождения и смерти неизвестны) в начале периода Эдо (1603-1868), и, согласно легенде, впервые было применено им в поединке со знаменитым мастером меча, основателем стиля Хёхо Нитэн Ити-рю, Миямото Мусаси. Согласно другой версии, Гонносукэ в результате долгих размышлений пришел к выводу, что мечи причиняют людям непоправимый вред, а палки – нет. Чтобы осмыслить и разработать эту идею, он удалился в священный храм Хомангу, тренировочный центр аскетической секты Тэндай, где ему было божественное видение относительно истинной природы круглой палки. Большинство видов традиционного японского оружия предназначено для убийства или серьезного травмирования противника. Однако, используя дзё, человек может победить противника, не причиняя ему серьезных травм, и в то же время в состоянии справиться с более «смертельными» видами оружия. Наиболее распространенные техники дзё – тычковые удары в лицо или солнечное сплетение, а также рубящие удары в голову или по рукам. Считается, что Гонносукэ объединил в своем стиле техники фехтования мечом, копьем и нагинатой. Первоначально он назвал этот стиль Синто Мусо-рю (иногда произносится как Синдо Мусо-рю - оба варианта правильные) – «Школа истинного пути Мусо». В современной традиции, сложившейся в конце19 века, слово «синто» интерпретируется как «Путь богов».

Как бы там ни было, оригинальное искусство, созданное Мусо Гонносукэ, стало развиваться и дошло до наших дней. В 20-м веке оно благополучно вышло за пределы Японии и распространилось по всему миру. Основная заслуга в популяризации дзёдо в мире принадлежит Такадзи Симидзу (1896 – 1978 гг.), считавшемуся (правда, неофициально) 25-м сокэ (главой) школы Синто Мусо-рю. (Более подробную информацию смотри в разделе «История Синто Мусо-рю»)

Современная практика дзёдо

В настоящее время дзёдо имеет два основных направления. Одно – это корю или «старая школа» дзёдо, также включающая в свою программу обучения другие вспомогательные дисциплины (фудзоку рюха), такие как искусство владения мечом (кэн-дзюцу), короткой палкой (тандзё-дзюцу), серпом с цепью (кусаригама-дзюцу), полицейским металлическим жезлом (дзиттэ или дзюттэ-дзюцу), а также менее известное сегодня искусство связывания побежденного противника (ходзё-дзюцу) (Более подробную информацию смотри в разделе «Техника Синто Мусо-рю»).

Другое направление называется Сэйтэй дзёдо (стандартное дзёдо) и практикуется в рамках Всеяпонской Федерации Кэндо (Дзэн Ниппон Кэндо Рэммэй) вместе с кэндо и иайдо. Сэйтэй дзёдо включает в себя 12 ката, взятых главным образом из системы корю, однако несколько видоизмененных в соответствии с требованиями ДНКР. Как правило, после овладения этими 12-ю ката ученики переходят к изучению корю. (Более подробную информацию смотри в разделе «Сэйтэй дзёдо»).

В наше время дзё-дзюцу (в сильно модифицированном, естественно, виде) также используется японскими полицейскими, которые называют это искусство кэйдзё-дзюцу или искусство полицейской палки.  

Рекомендованная литература по дзёдо

«Дзёдо Кёхан (Руководство по дзёдо)» Цунэмори Каминоды и Асакити Накасимы

Эта книга, вышедшая под редакцией самого Такадзи Симидзу, представляет собой практически полное руководство по Синто Мусо-рю Дзёдо. В ней дается детальное описание техник до уровня Мэнкё (вспомогательные дисциплины в книге не рассматриваются). На японском языке.

«Дзёдо Гихо (Техника дзёдо)» Котаро Ёнэно и Цунэцугу Хирои

Авторы этой книги 9-е даны ханси Всеяпонской федерации кэндо. В своей книге они демонстрируют все аспекты сэйтэй дзёдо – от базовых стоек до сэйтэй ката. На английском и японском языках.

«Дзёдо – путь палки» Паскаля Кригера

Содержит не только подробную информацию о Синто Мусо-рю, но и общую информацию о Будо и японской истории. На английском и французском языках. 

ИСТОРИЯ СИНТО МУСО-РЮ

По материалам сайта Европейской Федерации Дзёдо

ИСТОРИЯ  СИНТО МУСО-РЮ

Перевод: aikiportal.com.ua

 

Синто Мусо-рю было основано около 400 лет назад, приблизительно в 1605 году. Его основатель, Мусо Гонносукэ Кацукити, первоначально тренировался в школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной Иидзасой Тёисаем Иэнао. В этой традиции Мусо Гонносукэ получил степень Мэнкё, разрешение на преподавание. Согласно легенде, Мусо Гонносукэ переехал в Эдо в начале периода Кэйтё (1596-1614). Здесь он скрещивал свой меч со многими знаменитыми фехтовальщиками и ни разу не потерпел поражения. Но однажды он дрался с Миямото Мусаси, вероятно, самым знаменитым воином в истории Японии. Гонносукэ понял, что встретил равного себе, когда обнаружил, что не может одолеть его технику Дзюдзидомэ. Эта техника была секретом созданной Мусаси школы Нитэн Ити-рю. Она заключается в том, что оружие противника захватывается в Х-образный блок, формируемый длинным и коротким мечами.

Мусо Гонносукэ Кацукити

После своего поражения Гонносукэ странствовал по Японии и изучал различные стили боевых искусств, твердо решив стать достаточно сильным, чтобы преодолеть Дзюдзидомэ Мусаси. Через семь лет он прибыл в Провинцию Тикудзэн и остановился в городе, который сейчас называется Дадзайфу (Префектура Фукуока, остров Кюсю). Здесь он на 37 дней затворился в Храме Камадо на горе Хоман. Однажды ночью ему приснился сон, в котором божественный посланник явился ему в виде ребенка и сказал ему: «держа в руках круглую палку, контролируй солнечное сплетение (суйгэцу)». Помня об этом послании, Гонносукэ изобрел новое оружие. Это была простая палка приблизительно на 30 сантиметров длиннее, чем средний японский меч. Палка Мусо была длиной 128 см (4 сяку, 2 сун, 1 бу) и 26 мм в диаметре (8 бу). Сегодня мы называем это оружие Дзё (или Цуэ).

Гонносукэ начал разрабатывать техники для палки, основываясь на своем предыдущем опыте владения различными более старыми видами оружия. Он включил колющие движения копья (Яри или Содзюцу), сметающие движения алебарды (Нагината или Нагинатадзюцу), а также удары шестом (Бо или Бодзюцу) и мечом (Тати или Кэндзюцу). Так родилось новое искусство Дзёдзюцу. Легенда гласит, что Гонносукэ снова встретился в поединке с Мусаси и вышел победителем, одолев Дзюдзидомэ и нанеся единственное поражение легендарному Мусаси. Быстро растущая репутация Мусо Гонносукэ привлекла к нему внимание Клана Курода из Фукуоки, и он был нанят преподавать Дзёдзюцу воинам клана.

На протяжении своей жизни Гонносукэ выдал разрешения на преподавание более десяти из этих воинов. Они и их потомки продолжили эту традицию на землях семьи Курода, ревностно оберегая это искусство как секретную традицию клана.

Говорят, что к концу периода Токугава (1603-1868) в области Курода было два додзё. Одно принадлежало семье Хирано и возглавлял ее 15 сокэ (глава школы), другое принадлежало семье Хамати и возглавлял ее человек, которого обычно считают 18 сокэ.

После Реставрации Мэйдзи в 1872 году было дано разрешение преподавать Дзёдзюцу вне владений клана. В начале 20-го века Итида Рёгоро преподавал это искусство в Токио. Среди его учеников были Утида Рёхэй (его второй сын), Накаяма Хакудо (знаменитый мастер кэндо и иайдо, а также адмирал японского императорского флота) и актер Кабуки Морита Канъя.

В штаб-квартире в Фукуоке Сираиси Хандзиро Сигэаки, называемый 24-м главой школы, продолжал преподавать дзёдзюцу вплоть до своей смерти 1 марта 1927 года. После этого дзёдзюцу преподавали его старшие ученики: Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.

Такадзи Симидзу

Симидзу приехал в Токио в 1927 году и начал преподавать дзёдзюцу, спонсируемый двумя влиятельными людьми, Тоямой Мицуру и Суэнагой Сэцу. Он сделал додзё Тоямы своей базой и много путешествовал, преподавая таким группам, как Столичный Департамент Полиции, Исследовательская Группа Кобукан, действовавшая в Штаб-квартире Кодокан Дзюдо под патронатом Кано Дзигоро, и другие группы в различных областях по всей стране. Он также преподавал в Манчжурии, после того как в начале 30-х годов эта область перешла под контроль Японии. Через некоторое время после смерти своего учителя, Сираиси, Симидзу стал главой Дай Нихон Дзёдокай, который в 1940 году официально изменил Рюмэй (название традиции) с Дзёдзюцу на Дзёдо.

Когда поражение во Второй мировой войне вызвало запрет на все боевые искусства, дзёдо разделило судьбу всех остальных искусств, на время исчезнув, чтобы постепенно возродиться позже. Публичные демонстрации возобновились приблизительно в 1955 году. В 1955 году Тояма Идзуми основал Всеяпонскую Федерацию Дзёдо. К этому времени Симидзу был признан 25-м главой Рю. В 60-х годах дзёдо было признано Всеяпонской Федерацией Кэндо, которая создала экспертную комиссию, в которую вошли Симидзу Сэнсэй и Отофудзи Сэнсэй. Их целью было разработать способы распространения дзёдо по всей Японии. В частности, гигантская организация искала некую форму искусства владения палкой, которая бы подходила для дополнительной тренировки занимающихся кэндо. В итоге, в 1968 году секция дзёдо Всеяпонской Федерации Кэндо представила свои «сэйтэйгата» (стандартные формы). Двенадцать ката кэндоистской системы дзёдо взяты из первых трех уровней Синто Мусо-рю и представляют техники этой традиции. В них были внесены небольшие, но существенные изменения (наиболее значительной из которых было введение фронтальной стойки).

Симидзу Сэнсэй умер в 1978 году, не назвав преемника. Многие из его учеников в районе Токио продолжают преподавать искусство так, как преподавал его он. Каминода Сэнсэй продолжил преподавать в додзё, расположенном очень близко к дому Симидзу Сэнсэя в районе Сибуя, а также в Дай-Ён Кидотай в Ёцуя. Ёнэно Сэнсэй и Хирой Сэнсэй продолжают устраивать вместе впечатляющие демонстрации, Курода Сэнсэй (умерший в январе 2000 года) перестал преподавать после первого своего инфаркта, а Нисиока Сэнсэй преподает группе из 15-20 человек в Хино, в Додзё Мацуяма. Тем временем на Кюсю другие старшие ученики также продолжают активно преподавать. В конце концов, Отофудзи Итидзо взял на себя роль Главы школы на том основании, что он является  старшим из оставшихся в живых учеников Сираиси Хандзиро.

МУСО ГОННОСУКЭ И СИНТО МУСО-РЮ

Статья Уэйна Мурамото

Перевод aikiportal.com.ua

Если мы можем верить легендам - а легенд в отношении этих двух мастеров боевых искусств существует гораздо больше, чем фактов - то единственный человек, который когда-либо победил Миямото Мусаси в поединке, был настолько же необычен и эксцентричен, как и он сам. И в довершение ко всему он сделал это деревянной палкой. Совершив этот подвиг, Мусо Гонносукэ Кацуёси породил систему боевого искусства, которая возвела скромную деревянную палку в ранг выдающегося оружия  бугэй Японии. 

О подлинной жизни Мусо Гонносукэ нам известно очень мало достоверного, но и в отношении того немногого, что нам известно, необходимо помнить, что большая часть из того, что было написано, было приукрашено более поздними писателями, стремившимися создать захватывающее литературное произведение. Нисиока Цунэо, глава организации Сэйрюкай предупреждает о том, что многие легенды, изображавшие Гонносукэ хвастуном, возникли спустя много времени после его смерти. Нисиока говорит: «Мы даже этого не знаем о нем».

В любом случае, хроники сообщают, что родовое имя Гонносукэ было Хирано, и что в детстве он носил имя Гомбэй. Предполагают, что он был дальним родственником Кисо Кандзя но Тайю Какумэя, вассала знаменитого генерала Кисо Ёсинака.

Сначала Гонносукэ изучал Тэнсин Катори Синто-рю у Сакураи Осуми но Ками Ёсикацу, затем изучал Касима Синто-рю и освоил его секретный метод, называемый «ити но тати». Согласного легенде, после этого Гонносукэ вступал в различные поединки по всей Японии, чтобы проверить свое мастерство, и никогда не проигрывал, до тех пор, пока не повстречался с Миямото Мусаси.

Безусловно, искусства владения деревянным оружием существовали задолго до Гонноскэ. В Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю существовал раздел бодзюцу (искусство владения рокусякубо - шестом длиной шесть футов), такие же дисциплины входили и в Сэкигути-рю, Бокудэн-рю и Такэути-рю (или как оно еще называется Такэ-но-ути-рю). Если мы проследил генеалогическую линию, приведенную в Бугэй Рюха Дайдзитэн, то получается, что Гонносукэ был учеником школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, и поэтому название его стиля, Синто Мусо (или Синдо Мусо)-рю содержит слово Синто (Путь богов).

ПОЕДИНОК С МУСАСИ И ГОРА ХОМАН

Первый поединок с Мусаси состоялся в 10-м году Кэйтё (1605 г.), через пять лет после того, как Битва при Сэкигахаре положила конец внутренним гражданским войнам и возвестила о начале двухвекового мира Токугава. Это событие, предположительно, имело место в Акаси, Провинции Харима. Существует множество версий первого поединка. Довольно глупая, но занимательная версия была придумана Ёсикавой Эйдзи в романе «Миямото Мсусаси». Однако первое упоминание об этом поединке содержится в «Кайдзё Моногатари», написанном в 1629 году. Суть этой версии была позднее изложена в «Дзёдо Кёси». Вот краткий пересказ этого эпизода:

Миямото Мусаси

Был некогда хэйхося (мастер боевых искусств) по имени Миямото Мусаси. Он участвовал в боях с 16-ти летнего возраста и провел приблизительно 60 поединков. В шестом месяце, в Акаси, Провинции Харима, он встретил Мусо Гонносукэ, могучего воина ростом шесть футов. Гонносукэ был вооружен одати (длинным мечом) и одет в двухслойную накидку с рукавами и хаори с большим хи но мару (восходящим солнцем). На отворотах было написано: «Лучший мастер боевых искусств в мире» (хэйхо тэнка ити) и «Нихон Кайдзан Мусо Гонносукэ».

…Гонносукэ был окружен примерно шестью последователями дэси, сопровождавшими его в путешествии на Кюсю. Он стал хвастаться перед Мусаси, что ему нет равных. Во время своих путешествий он, по-видимому, встретил отца Мусаси, Симмэна Мунисая, мастера дзюттэ.

«Я видел техники твоего отца, но не видел твоих» - сказал он, подстрекая Мусаси.

(Симмэн) Миямото Гэнсин Мусаси был раздражен. Он как раз вырезал ивовую ветку и ответил: «Если ты видел техники моего отца, то я ничем не отличаюсь».

Гонносукэ продолжал настаивать, провоцируя Мусаси продемонстрировать свое боевое искусство, чтобы ученики Гонносукэ могли на него посмотреть.

«Мое хэйхо не для демонстраций, - огрызнулся Мусаси - Как бы ты ни атаковал меня, я смогу остановить твою атаку. Вот и все мое хэйхо. Делай что угодно, используй любую технику».

Гонносукэ вытащил из парчового мешка деревянный меч длиной четыре сяку. (Для сравнения, обычный тренировочный меч не намного длиннее двух сяку.) После этого он напал на Мусаси без соблюдения каких-либо формальностей. Мусаси, который до этого сидел на корточках, встал и почти без усилий заставил Гонносукэ своей ивовой веткой пятится через всю комнату, прижал его к стене и легко ударил между бровей.

Другая слегка отличная версия первого поединка встречается в «Хонтё Бугэй Сёдэн». Эта книга была первоначально составлена в 4-м году Сётоку (1714 г). Вататани в своей отредактированной и снабженной комментариями версии  «Хонтё Бугэй Сёдэн» отмечает, что «Нитэнки», сборник подвигов Мусаси, составленный его последователями, помещает событие в Эдо, но это похоже на более позднее искажение. Более ранняя запись о поединке появилась в «Кайдзё Моногатари» через 26 лет после смерти Мусаси, она помещает место сражения в Акаси.

Описание поединка в «Хонтё Бугэй Сёдэн» более или менее такое же, как в «Кайдзё Моногатари», с незначительными отличиями. В этой версии Мусаси вырезал из ивовой ветки игрушечный лук. Это был тонкий кусок дерева длиной всего два сяку. Мусаси пригласил Гонносукэ в комнату размером в семь с половиной татами.

Возможно, на самом деле Мусаси побил Гонносукэ, используя свою специальную технику двух мечей (нито), захватив оружие Гонносукэ в Х-образный блок или дзюдзи-домэ, образованный длинным и коротким мечами. Мусаси мог перехватывать оружие противника этим блоком, заставляя нападающего либо сдаться, либо отступить и нарваться на немедленную контратаку.

Гонносукэ должно быть был большим и сильным воином, если он управлялся с таким большим боккэном или бо. Деревянный меч, приписываемый Гонносукэ в Храме Тикува, длиной четыре сяку, девять сун и два бу. Дзё Гонносукэ, должно быть был гораздо длиннее стандартного дзё, используемого сегодня.

Как бы то ни было, Гонносукэ потерпел поражение в своем первом поединке с Мусаси. Униженный, он удалился в Хомангу, часть синтоистского храма Камадо, расположенного на вершине горы Хоман, в провинции Тикудзэн (в настоящее время Дадзайфу, Провинция Фукуока), на острове Кюсю. В течение 37 дней он медитировал и выполнял аскетические обряды. В последнюю ночь, когда он молился перед алтарем, у него было видение.

По одной версии, ему явилось небесное дитя и сказало: «Держа в руках круглую палку, знай о суйгэцу (точка атаки на теле)»

Таинственное видение заставило Гонносукэ вырезать короткую палку длиной приблизительно четыре сяку, два сун, и один бу (128 см). Она была длиннее стандартного тати (длинного меча) того времени, который был длиной три сяку, два сун и один бу, но короче, чем рокусяку бо. Использовав преимущество способности короткой палки быстро двигаться в руках искусного мастера, Гонносукэ смог побить Мусаси во втором поединке. Не очень ясно, каким именно образом Гонносукэ это сделал, однако использование дзё в современной практике Синто Мусо-рю может дать нам некоторое представление об этом. Если дзё блокировать техникой дзюдзи-домэ, то дзё очень легко можно высвободить из блока и тем же движением нанести удар по кюсё (слабой точке) на теле противника.

 

Гонносукэ также создал систему из пяти секретных методов (хидэн гё-и), которая включала в себя все техники нового стиля дзё.

Гонносукэ удалось победить Мусаси, не причинив ему серьезного вреда. Гонносукэ стал инструктором боевых искусств клана Курода, находившегося в северной части Кюсю. Мусо Гонносукэ, серьезно изменившийся благодаря своей встрече с Мусаси и своему божественному видению на вершине горы Хоман, создал выдающееся искусство владения палкой, Синто (или Синдо) Мусо-рю дзёдзюцу. Божественный Путь Мусо.

СИНТО МУСО-РЮ

Рю оставался тайным искусством (отомэ-вадза) самураев клана Курода на протяжении многих поколений. Третий глава после Гонносукэ, Мацудзаки Кинуэумон Цунэкацу, добавил в программу Иттацу-рю ходзё-дзюцу (связывание веревкой) и Иккаку-рю дзюттэ-дзюцу. Позже в него проникли и другие элементы, включая Синто-рю кэн-дзюцу (фехтование на мечах) и Иссин-рю кусаригама (серп и цепь). Тандзё-дзюцу (искусство владения короткой палкой) было добавлено после периода Эдо и отмены класса воинов.

Такадзи Симидзу и Цунэмори Каминода демонстрируют технику Иссин-рю

Линия передачи традиции проходила через различных мастеров, пока не достигла Сираиси Хандзиро Сигэаки. После его смерти 1 марта 1927 года его ученики продолжили преподавать это искусство.

Среди лучших учеников Сираиси были Утида Рёхэй, Накаяма Хакудо, Морита Канъя, Такаяма Кироку, Симидзу Такадзи и Отофудзи Итидзо.

В начале двадцатого века Утида переехал в Токио и преподавал дзё нескольким ученикам в Клубе Морских Офицеров. Позже он преподавал в парке Сиба Коэн. Одним из его учеников там был Комита Такаёси, один из основателей Дай Ниппон Бутокукай. Еще одним учеником был великий мастер кэндо и иайдо, Накаяма Хакудо.

Хакудо, гений фехтования на мечах, попытался переделать старые ката Синто Мусо-рю таким же образом, каким он переделал старую систему иай, которую изучал у мастеров фехтования бывшей провинции Тоса. Система иай, которую он распространял позже, стала называться Синдэн Мусо-рю. Попытки Хакудо переработать дзё были, очевидно, менее успешными. Рёгоро после короткого периода преподавания в Токио вернулся на Кюсю, где и продолжил преподавать.

Симидзу Такадзи, еще один ученик Сираиси Хандзиро, был определенно лучшим представителем рю второй половины 20 века.

Симидзу родился в 29 году Мэйдзи, всего 29 лет после того, как рухнул сёгунат. Представители семьи Симидзу раньше служили управляющими деревни и мелкими чиновниками клана. Отец Такадзи управлял деревенской лавкой. Такадзи был вторым сыном среди трех мальчиков и трех сестер. Его мать умерла, когда ему было всего десять лет.

После того как Симидзу окончил начальную школу, он работал в производственной компании в Хаката. Он вступил в дзё-дзюцу додзё Сираиси Хандзиро в возрасте 29 лет.

По словам Мацуи Кэндзи, Симидзу практиковал дзё-дзюцу по утрам вместе с Отофудзи. После занятий они оба плавали в заливе Хаката и расслаблялись перед тем, как идти на работу. Он также занимался у Такаямы в додзё в Фукуоке, где Симидзу был ассистирующим инструктором.

В 1921 Симидзу и другие старшие члены додзё устроили демонстрацию дзё-дзюцу на майском фестивале Дай Ниппон Бутокукай. Одним из зрителей был Кано Дзигоро, основатель Кодокан дзюдо. Кано, будучи проницательным наблюдателем и человеком, активно поддерживающим боевые искусства, захотел посмотреть еще. Такаяма и Симидзу устроили ему частную демонстрацию. Впечатленный, Кано спросил, не мог бы кто-нибудь приехать в Токио, чтобы преподавать дзё в Кодокане. Сираиси был уже очень стар, а другие мастера имели предварительные договоренности, поэтому человеком, который, скорее всего, поедет в Токио преподавать дзё, сначала стали считать Симидзу.

 

В 1927 году Симидзу устроил демонстрацию дзё-дзюцу для Национального Полицейского Управления. В 1931 Симидзу, Отофудзи Итидзо и Такаяма Кироки продемонстрировали дзё на праздновании, посвященном десятой годовщине основания храма Мэйдзи Дзингу. В том же году Симидзу попросили стать инструктором специального подразделения токийской полиции. Симидзу оставил жену и ребенка заботам родственников в Фукуоке и переехал в Токио. Симидзу расставался со своей семьей с чувством некоторой печали и опасения, но он знал, что очень важно, чтобы кто-то распространял искусство дзёдо за пределами Кюсю.

Такадзи Симидзу (дзё) и Ититаро Курода (бокуто) демонстрируют технику дзё-дзюцу

Благодаря спонсорам Симидзу открыл школу под названием Мумон («Без ворот») Додзё, в которой преподавал дзюдоистам высокого уровня, офицерам военно-морского флота и полиции. Его ученики все принадлежали к высшим социальным кругам и обладали превосходными личными качествами. По мере роста числа учеников, перед Симидзу встала дилемма.

Старый способ преподавания дзё ката был разработан для тренировки небольшой ограниченной группы самураев. Симидзу понял, что ему придется сделать некоторые изменения  в режиме тренировки для современных японских учеников. После обсуждений с другими мастерами дзё-дзюцу, Симидзу создал 12 базовых методов (кихон). После того как Симидзу представил кихон ката в Токио, они были приняты и в додзё в Фукуоке на Кюсю.

В то время как Симидзу распространял дзё в Токио, родина дзё-дзюцу, Кюсю, также сохраняла свое наследие. Занятия дзё-дзюцу стали частью программы тренировки боевых искусств в Сельскохозяйственной Школе Фукуоки. Такаяма также помогал распространять дзё-дзюцу в Префектурах Эхимэ, Хёго и Сикоку. После смерти Такаямы Отофудзи в 1929 году стал главой додзё в Фукуоке.

Симидзу преподавал избранным ученикам в Мумон Додзё и в полицейской академии, в то время как другие мастера преподавали искусство на Кюсю в додзё Фукуоки. В 1940 году Симидзу отправился в оккупированную Японией Манчжурию, чтобы преподавать. Однако хоть число учеников очень быстро росло, это искусство оставалось довольно экзотическим по сравнению с более популярными кэндо и дзюдо. (Интересно отметит, что великий мастер дзюдо Мифунэ Кюдзо также некоторое время был учеником Симидзу.) В 1940 году Симидзу стал главой Дай Нихон Дзёдо Кай - шаг, который официально изменил название системы с дзё-дзюцу на дзёдо.

Членство в организации оставался довольно ограниченным приблизительно до 1955 года, когда дзё-дзюцу было открыто широкой публике. Согласно Патрику Лайнбергеру, это решение было принято благодаря знакомству Симидзу с Кано Дзигоро, основателем Кодокан дзюдо, который порекомендовал Симидзу сделать тайное искусство более доступным людям, как средство физической, ментальной и духовной тренировки.

Еще одним стимулом к более широкому изучению дзёдзюцу послужило то, что после Второй Мировой Войны дзёдзюцу было одним из немногих боевых искусств, разрешенных Оккупационными Силами, поскольку оно использовалось гражданской полицией. Поэтому, по мнению Нисиоки Цунэо, многие энтузиасты кэндо, работавшие в полиции, в послевоенный период стали заниматься дзё. Дзёдзюцу продолжало оставаться частью тренировки специальных подразделений полиции, которые назывались кидотай. Офицерам полиции Симидзу преподавал слегка отличный стиль, основанный на практическом применении оружия.

Приблизительно в 1965 году Симидзу открыл хомбу додзё, Рэнбукан. Каминода Цунэмори стал заниматься преподаванием полиции, а Симидзу сосредоточился на распространении дзё среди гражданских.

В соответствии с изменением ориентации, Симидзу решил изменить и термин дзёдзюцу на дзёдо, «путь» дзё. Симидзу, подобно основателям других форм -до, хотел, чтобы боевое в прошлом искусство также служило более высоким философским и духовным целям. Однако важно отметить, что при правильной практике дзёдо должно отражать свои древние боевые корни.

В конце 60-х годов Симидзу помог в строительстве храма Мусо Гонносукэ Дзиндзя на территории синтоистского храма на горе Хоман. Семена интернационализма Симидзу принесли свои плоды, когда в 1960-х годах была основана Международная Федерация Дзёдо с филиалами во Франции, Соединенных Штатах и Юго-восточной Азии. В начале 70-х он неоднократно ездил в Соединенные Штаты и Малайзию, распространяя искусство дзё по всему миру.

Когда в 1971 году был опубликован роман «Миямото Мусаси» популярность дзёдзюцу резко возросла. И хотя эта книга была по большей части плодом воображения автора, в ней была показана дружба между Гонносукэ и Мусаси

В 1975 году умерла жена Симидзу, а сам великий популяризатор дзё умер 22 июня 1978 году (53-й год Сёва).

Синто Мусо-рю практикуют различные организации, включая Синдо Мусо-рю Ходзон-кай, представляющую основное направление в тренировке дзёдо. Другие организации, созданные после смерти Симидзу, каждая развивает искусство самостоятельно. Также в Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй (Всеяпонской Федерации Кэндо) есть Дзёдо-бу (отделение Дзё).

Версия дзёдо Федерации Кэндо слегка отличается из-за влияния техник современного кэндо.

Такадзи Симидзу выполняет хонтэ-ути

ТЕХНИКИ ДЗЁ

Чем характеризуется Синто (или Синдо) Мусо-рю? Это мощное искусство, в котором дзё используется против противника, вооруженного мечом.

Дзё можно бить как мечом, сметать как нагинатой, колоть как копьем. Но в отличие от оружия, имеющего лезвие, в дзё можно использовать оба конца, а его ма-ай (боевая дистанция) может варьироваться в зависимости от вашего хвата. Благодаря скорости и изменяемому ма-ай, в руках искусного мастера, дзё представляет собой грозное оружие.

Существует 12 кихонов, составляющих также основу современного Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй Дзёдо-бу. Кроме того, существует 12 омотэ вадза («внесших» форм), 12 тюдан, 2 ран-ай, 12 кагэ, 6 самидарэ, 5 гохон но мидарэ и 12 окудэн («секретных» форм).

Ученики начинают с тандоку рэнсю (одиночной практики), в которой основы или кихон выполняются в одиночку. После этого идет сотай рэнсю, парная практика, в которой один человек, вооруженный мечом, работает против другого человека, вооруженного дзё.

Мэйк Скосс, описывая правильное отношение к практике ката, пишет следующее: «…Все атаки характеризуются расслабленными движениями и позициями, энергия максимально концентрируется только в момент удара. Это способствует максимальной эффективности движений и сохранению энергии, а также обеспечивает тренирующемуся необходимый запас (ёю), который можно использовать в случае возникновения чего-то непредвиденного.»

В устной традиции также существует стихотворение, которое наставляет ученика: «…сосредоточиться на том, чтобы быть человеком, не причиняющим вреда другим. Суть нашего учения: в сердце дзё заключена стрела».

Сам Симидзу так учил своих учеников: «Дзёдо необходимо практиковать для формирования характера человека, дзёдо должно быть подобно рулевому колесу. Жизнь - это дорога. И по дороге человек может выбрать любое направление. Используйте дзё, чтобы проложить по жизни как можно более прямой курс.» 



Источник: http://aikiportal.com.ua
Категория: Иайдо, дзёдо, кэндзюцу | Добавил: Votchel (17.07.2011)
Просмотров: 3765 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: